Информационный процесс – совокупность последовательных действий, функциональных и информационных связей, обеспечивающих обмен документами и информацией в системе социальной коммуникации с целью доведения их до потребителей.
Восприятие информации – процесс получения и интерпретации информационных сигналов и сообщений.
Информационная система (система информационного обслуживания) – система, в которой осуществляются информационные процессы, составляющие полный цикл обращения информации (регистрация, формирование, обработка, передача, представление, поиск, выдача информации по запросам пользователей, хранение, уничтожение).
Информационный процесс включает:
сбор информации о состоянии системы (внутренних ее характеристик) и внешней среды;
подготовку и переработку информации с целью формулирования управляющего воздействия;
передачу информации, содержащей управляющее воздействие;
хранение информации;
контроль реализации процесса.
Для обеспечения процесса управления организовываются информационные потоки. В современных системах для этих целях создаются автоматизированные информационные системы (АИС), представляющие системы сбора, хранения, обработки и передачи информации, необходимой для удовлетворения потребностей управления.
Основная задача таких систем – обеспечение субъекта управления систематизированной и должным образом обработанной информацией.
Процесс сбора информации
Сбор информации означает процесс комплектования системы информационного обеспечения массивами первичных и вторичных документированных источников информации.
Первичные документированные источники информации – опубликованные, неопубликованные и непубликуемые документы, содержащие исходную информацию. Вторичные – документы, полученные в результате аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных источников.
Применительно к информационным системам, созданными с применением ЭВТ, используется понятие сбор данных.
Сбор данных – процесс идентификации и получения данных от различных источников, группирования полученных данных и представления их в форме, необходимой для ввода в ЭВМ.
Эффективность процесса сбора информации (информационного массива) оценивается показателями полноты, точности, оперативности, стоимости, трудоемкости.
Полнота – количественная мера содержания в массиве всех пертинентных документов (информации), существующих на данный момент времени с точки зрения всех пользователей системы.
Пертинентность – соответствие содержания документа (информации) информационным потребностям пользователей.
Точность – количественная мера содержания в информационном массиве (системе) только пертинентных документов (информации).
Этот показатель характеризует внутреннее состояние процесса сбора, его способность удовлетворять информационные запросы независимо от времени на поиски информации.
Оперативность – способность процесса сбора выполнить задачу в минимально возможное время.
Стоимость – способность процесса сбора минимизировать затраты ресурса на единицу массива информации.
Трудоемкость – способность процесса сбора минимизировать трудозатраты на единицу массива информации.